Программа по химии

8–9-й классы¹

X Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Химия» для 8–9 кл., авторы Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова (заключения РАО (от 15.11.2005) и РАН (от 08.11.2005), заключения РАО (от 14.07.2006) и РАН (от 26.10.2006).

¹ Программа обеспечена учебниками: Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 8-го класса. – М.: Баласс, 2006; Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. («Мир веществ»). Учебник для 9-го класса. – М.: Баласс, 2007.




Пояснительная записка




    Пояснительная записка

    Курс химии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на изучение химии в 8–9-м классах в течение 140 часов (в 8–9-м классах – по 70 ч. каждый год). Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»². В ее рамках каждый школьный предмет, в том числе и химия, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

    ² Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Издательский дом РАО, Баласс, 2003. С. 72–141.

    Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

    Особое значение имеет воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры. Школьники должны научиться химически грамотно использовать вещества и материалы, применяемые в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решать практические задачи повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

    Основные линии развития учащихся

    средствами предмета «Химия»

    Изложенные линии развития обеспечивают целостность химического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.

    1. Осознание материального единства всех веществ окружающего мира, обусловленность свойств веществ их составом и строением, познаваемость и предсказуемость химических явлений.
    2. Понимание роли химических веществ и их превращений в жизни людей и в природе, что позволит не нарушать окружающую среду, в которой мы живем.
    3. Использование в быту элементарных химических знаний.
    4. Объяснение мира с точки зрения химии, что позволяет критически оценивать полученную информацию.
    5. Умение оценивать риск взаимоотношений человека и химических веществ, безопасно и грамотно обращаться с веществами.
    6. Представление о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
    Особенности методики преподавания. Использование проблемного подхода при обучении химии способствует преодолению отсутствия мотивации к изучению этого достаточно сложного предмета, стимулирует способность учиться. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки. Школьники учатся самостоятельно приобретать новые знания по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной траекторией развивает способность самостоятельно мыслить и действовать. Подготовка докладов и рефератов для выступления на итоговой конференции способствует формированию коммуникативных компетенций, включая подбор, анализ и представление информации, участие в дискуссии, выступление с использованием мультимедиапрезентации.

    8-й класс

    (70 ч, из них 7 ч резервного времени)

    Введение в химию

    Тема 1. Понятие о веществах и их превращениях (4 ч) Химические вещества. Превращения веществ. Физические и химические явления. Понятие о химической реакции. Методы исследования в химии. Лабораторная работа. Физические и химические явления; простые вещества: металлы и неметаллы: измельчение поваренной соли, растворение ее в воде, выпаривание раствора соли; денатурация (свертывание) молочного белка; изучение физических свойств простых веществ (по выбору учителя).

    Тема 2. Химия и окружающий мир (3 ч) Химия и природные процессы. Химия дома. Химия и экологические проблемы. Лабораторная работа. Очистка загрязненной воды: отделение воды от масла отстаиванием; фильтрование загрязненной воды через песок; очистка воды от примесей адсорбцией активированным углем (по выбору учителя).

    Состав вещества Тема 3. Атомно-молекулярное учение (4 ч) Понятие о молекулах и атомах. Химические элементы. Химическая реакция как перегруппировка атомов в молекулах. Аллотропия. Применение и закрепление знаний. Написание названий и химических формул элементов, написание формул химических веществ, составление схем и уравнений реакций.

    Тема 4. Количество вещества (5 ч) Масса атомов и молекул. Молярная масса. Молярный объем. Расчеты по уравнениям реакций. Применение и закрепление знаний. Решение задач: связь между количеством вещества, числом его частиц, объемом (для газообразных веществ) и массой.

    Контрольная работа. Тема 5. Вывод химической формулы (3 ч) Массовая доля элемента в сложном веществе. Валентность химических элементов. Химический анализ. Применение и закрепление знаний. Решение задач: массовая доля элемента в сложном веществе, составление формулы бинарного соединения по валентности составляющих его элементов.

    Тема 6. Смеси и растворы (7 ч) Смеси веществ. Растворы. Массовая доля вещества в смеси и в растворе. Дисперсные системы. Лабораторная работа. Приготовление насыщенного и ненасы-щенного растворов. Приготовление раствора заданной концентрации (по выбору учителя). Применение и закрепление знаний. Решение задач: массовая доля вещества в смеси, массовая доля вещества в растворе. Контрольная работа.

    Простые вещества Тема 7. Металлы и неметаллы (4 ч) Свойства металлов и неметаллов. Металлы и неметаллы в природе. Применение металлов и неметаллов. Строение простых веществ. Применение и закрепление знаний. Составление уравнений реакций с участием металлов и неметаллов. Решение задач.

    Тема 8. Кислород (4 ч) Получение кислорода. Свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Пероксиды. Лабораторная работа. Получение и свойства кислорода: получение кислорода термическим разложением перманганата калия (демонстрация); горение в кислороде и воздухе угля, железа и сахара (демонстрация) (по выбору учителя).

    Тема 9. Водород (3 ч) Получение водорода. Свойства водорода. Водородные соединения. Лабораторная работа. Получение и свойства водорода: получение водорода взаимодействием цинка с соляной кислотой, сжигание водорода (демонстрация); получение водорода в аппарате Киппа (демонстрация) (по выбору учителя).

    Сложные вещества Тема 10. Оксиды углерода (4 ч) Диоксид углерода. Получение диоксида углерода. Свойства диоксида углерода. Монооксид углерода. Лабораторная работа. Состав атмосферного воздуха: сжигание фосфора в воздухе (демонстрация); сжигание этанола в воздухе; обнаружение диоксида углерода в выдыхаемом воздухе (по выбору учителя). Контрольная работа.

    Тема 11. Соединения кальция (3 ч) Оксид кальция. Гидроксид кальция. Карбонат кальция. Применение и закрепление знаний. Составление уравнений реакций с участием оксидов углерода и соединений кальция. Решение задач. Основные классы неорганических веществ Тема 12. Кислотные оксиды и кислоты (4 ч) Получение и свойства оксидов неметаллов. Состав и названия кислот. Свойства кислот. Особые свойства серной и азотной кислот. Применение и закрепление знаний. Составление уравнений реакций с участием кислотных оксидов и кислот. Решение задач.

    Тема 13. Основные оксиды и основания (4 ч) Получение и свойства оксидов металлов. Состав, названия и свойства оснований. Амфотерность. Лабораторная работа. Свойства основных и кислотных оксидов: свойства оксида кальция (демонстрация); получение и свойства диоксида углерода (демонстрация). Свойства кислот и оснований: окраска индикаторов в присутствии кислот и оснований; взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов; взаимодействие оснований с солями; взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации) (по выбору учителя).

    Тема 14. Соли (3 ч) Получение солей. Свойства солей. Кристаллогидраты. Лабораторная работа. Свойства солей: растворимость солей в воде; взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами и между собой (по выбору учителя).

    Тема 15. Классификация неорганических веществ (6 ч) Классификация простых веществ. Классификация оксидов. Классификация снований. Классификация кислот. Классификация солей. Лабораторная работа. Классы неорганических веществ: сжигание магния в воздухе (демонстрация), свойства продукта горения; сжигание фосфора в воздухе (демонстрация), свойства продукта горения; осаждение малорастворимого ортофосфата магния (по выбору учителя). Контрольная работа. Итоговая конференция. Доклады и рефераты.

    Наверх

    9-й класс

    (70 ч, из них 7 ч резервного времени)

    Строение вещества Тема 1. Периодический закон (5 ч) Естественные группы химических элементов. Попытки классификации химических элементов. Открытие Периодического закона. Периодическое изменение свойств элементов. Заполнение пробелов в Периодической системе. Лабораторная работа. Изменение свойств гидратов оксидов элементов третьего периода (по выбору учителя).

    Тема 2. Строение атома (4 ч) Основные представления о строении атома. Распределение электронов по энергетическим уровням. Описание элемента по его положению в Периодической системе. Строение электронной оболочки атома. Применение и закрепление знаний. Связь между строением атома элемента и его положением в Периодической системе элементов.

    Тема 3. Химическая связь (6 ч) Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Образование ковалентной связи. Полярность ковалентной связи. Кристаллические решетки. Лабораторная работа. Образование химической связи: сжигание фосфора и серы (демонстрация); взаимодействие железа с серой и хлором (демонстрация); строение и свойства вещества с кристаллическими решетками разных типов; выращивание кристаллов; модели ковалентных молекул (по выбору учителя). Контрольная работа.

    Химические реакции Тема 4. Обменные реакции в водных растворах (3 ч) Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на ионы. Лабораторная работа. Электролитическая диссоциация и обменные реакции в водных растворах: сравнение свойств сильных и слабых кислот; сравнение свойств сильных и слабых оснований; качественные реакции на катионы и анионы (по выбору учителя).

    Тема 5. Окислительно-восстановительные реакции (3 ч) Степень окисления. Окисление и восстановление. Электронный баланс. Лабораторная работа. Окислительно-восстановительные реакции: простые вещества – окислители; взаимодействие металлов с разбавленными кислотами; сравнение восстановительной активности металлов (по выбору учителя).

    Тема 6. Параметры химических реакций (5 ч) Классификация химических реакций. Скорость химической реакции. Тепловой эффект химической реакции. Лабораторная работа. Скорость химической реакции: влияние концентрации; влияние температуры; влияние катализатора (по выбору учителя). Применение и закрепление знаний. Решение задач: скорость химической реакции, тепловой эффект химической реакции. Контрольная работа.

    Неорганическая химия Тема 7. Химия металлов (6 ч) Общие свойства металлов. Элементы IA- и IIA-групп. Алюминий. Железо. Переходные металлы. Лабораторная работа. Химия металлов IA-, IIIA-групп: взаимодействие натрия, магния, кальция и оксида кальция с водой (демонстрация); жесткость воды и ее устранение. Химия алюминия и железа: свойства алюминия и его соединений; коррозия железа; свойства соединений железа (по выбору учителя).

    Тема 8. Химия неметаллов (19 ч) Галогены. Соединения галогенов. Сера. Сероводород и сульфиды. Кислородные соединения серы. Азот, аммиак и соли аммония. Кислородные соединения азота. Фосфор. Кислородные соединения фосфора. Углерод. Кислородные соединения углерода. Кремний и его соединения. Благородные газы. Лабораторная работа. Химия галогенов: сравнение химической активности галогенов; получение хлороводорода и хлороводородной кислоты (демонстрация); свойства хлороводородной кислоты. Химия серы: получение и свойства сероводорода (демонстрация); получение и свойства диоксида серы (демонстрация), свойства серной кислоты (демонстрация). Химия азота и фосфора: получение и свойства аммиака (демонстрация); свойства азотной кислоты (демонстрация); свойства соединений азота и фосфора, используемых в качестве удобрений. Химия углерода и кремния: «сухой лед» (демонстрация), свойства угольной кислоты; образование малорастворимых силикатов (по выбору учителя). Контрольная работа. Итоговая конференция по неорганической химии. Доклады и рефераты.

    Органическая химия Тема 9. Углеводороды (3 ч) Особенности строения органических соединений. Предельные углеводороды. Непредельные углеводороды. Природные источники углеводородов. Лабораторная работа. Химия углеводородов: изготовление моделей углеводородов, получение метана и наблюдение его горения (демонстрация), свойства предельных углеводородов на примере парафина, получение этилена и выявление его свойств (демонстрация) (по выбору учителя).

    Тема 10. Органические соединения, содержащие кислород и азот (9 ч) Спирты. Карбоновые кислоты и сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки. Фотосинтез. Лабораторная работа. Химия кислород- и азотсодержащих органических соединений: свойства спиртов; свойства уксусной кислоты; свойства высших карбоновых кислот и их солей; свойства углеводов на примере сахарозы и глюкозы; свойства белков (демонстрация) (по выбору учителя). Контрольная работа. Итоговая конференция по органической химии. Доклады и рефераты.

    В результате изучения химии в 8-9 классах учащиеся должны знать:
    • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
    • важнейшие химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь, классификация веществ и химических реакций, электролитическая диссоциация;
    • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, Периодический закон.
    Учащиеся должны уметь:
    • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
    • объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в Периодической системе; закономер-ности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
    • характеризовать: химический элемент по его положению в Периодической системе; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
    • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
    • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов Периодической системы; уравнения химических реакций.
    Учащиеся должны научиться:
    • планировать и осуществлять химический эксперимент; применять химическую посуду и оборудование для проведения лабораторных опытов; соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, химической посудой и приборами;
    • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в смеси (растворе); проводить расчеты по уравнениям реакций с использованием понятий количество вещества, объем, масса реагентов или продуктов;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту;
    • составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
    • участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать иную; анализировать существующие представления по обсуждаемым вопросам и совместно вырабатывать собственное отношение к ним;
    • проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, предоставленного учителем, а также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т.д.; анализировать и систематизировать найденную информацию.

    Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

    Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:

    • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
    • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
    • выполнение проектных работ;
    • осуществление текущего опроса учащихся в режиме «голосования»;
    • планирование и осуществление химического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в электронном лабораторном журнале;
    • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
    • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
    • выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

    Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.

    В качестве альтернативы традиционным методам оценивания знаний учащихся предлагается использовать накопительную (кумулятивную) оценку. В течение четверти (полугодия) учащиеся набирают баллы за каждое выполненное ими задание: активное участие в решении проблемы на уроке, успешное выполнение самостоятельной работы, участие в блиц-опросе, выполнение лабораторной работы и правильное заполнение лабораторного журнала, выполнение итоговой контрольной работы, подготовка докладов и рефератов, выступление на итоговой конференции, участие в дискуссии. Учитель определяет максимально возможное число баллов, которое каждый учащийся может получить в течение определенного времени (месяц, четверть, полугодие). Это число принимается за 100%. При наличии 81–100% баллов учащийся получает оценку «отлично», 61–80% – «хорошо», 41–60% – «удовлетворительно», 40% и менее – «неудовлетворительно».

    Наверх